Комментарий

В Ида-Вирумаа ищут семьи, готовые принять детей

Журналист

Нина Воропаева

Надежда Леоск

специалист Департамента социального страхования 

Алена Казакова призывает людей смелее брать на себя роль попечительской, то есть приемной семьи и для подростков, которые не могут расти в родной семье.

ФОТО: Peeter Lilleväli / Põhjarannik

Каждому ребенку нужны семья и домашнее тепло. К сожалению, не все дети могут расти со своими родителями, и причины могут быть самые разные. Здорово, что сегодня у нас есть семьи, открывшие свои сердца и двери для детей, рожденных в других семьях. Это самые обычные, но в то же время очень особенные семьи. Но детей, нуждающихся в замещающем попечительстве, гораздо больше, чем сегодня имеется семей, готовых открыть для них свои сердца и двери своего дома. Каждому ребенку нужны семья и домашнее тепло. К сожалению, не все дети могут расти со своими родителями, и причины могут быть самые разные. Здорово, что сегодня у нас есть семьи, открывшие свои сердца и двери для детей, рожденных в других семьях. Это самые обычные, но в то же время очень особенные семьи. Но детей, нуждающихся в замещающем попечительстве, гораздо больше, чем сегодня имеется семей, готовых открыть для них свои сердца и двери своего дома.

- Подросток, потерявший доверие к взрослым, может быть колючим, словно ежик, свернувшийся в клубочек, но если он почувствует, что о нем заботятся, это растопит его сердце, - уверена главный специалист города Кохтла-Ярве по защите детей Алена Казакова, которая призывает людей смелее брать на себя роль попечительской, т.е. приемной семьи и для подростков, которые не могут расти в родной семье.

Надежда Леоск, специалист Департамента социального страхования:

Надежда Леоск.

ФОТО: Частный архив

- Сегодня в Эстонии около 800 детей растут в семейных и замещающих домах (ранее называвшихся детскими домами). Попечительская, т.е. приемная семья заботится о ребенке в течение длительного времени (до совершеннолетия) или временно (до наступления момента, когда родная семья сможет снова взять на себя заботу о нем). Законный представитель ребенка в таком случае - местное самоуправление, заключающее с семьей договор, на основании которого ребенок воспитывается в семье.

В попечительских семьях сегодня растут около 130 детей. В государственном реестре семей-попечителей по состоянию на октябрь этого года значилось 25 попечительских семей, оцененных и подготовленных к воспитанию ребенка, рожденного в другой семье. К сожалению, лишь две таких семьи живут в Ида-Вируском уезде. Всего на замещающем попечении в Ида-Вирумаа сегодня находятся 173 ребенка. В семейных и замещающих домах живут 155 из них, среди которых 51 ребенок из Кохтла-Ярве. В попечительских семьях на сегодня воспитываются 18 детей из Ида-Вирумаа, 13 из которых - дети из Кохтла-Ярве.

Мы ищем семьи в Ида-Вирумаа и других регионах Эстонии, как эстоноговорящих, так и русскоговорящих людей, рассматривающих возможность предложить одному или нескольким детям дом, любовь, поддержку и заботу. Мы призываем всех, кого трогает эта тема, смело обращаться к специалистам Департамента социального страхования или работнику по защите детей в местном самоуправлении. Узнайте больше о замещающем попечительстве и приемном родительстве на сайте https://tarkvanem.ee/kasupere/. Вы всегда можете обратиться с вашими вопросами по телефону службы замещающего попечительства Департамента социального страхования 655 1666 или по адресу: asendushooldus@sotsiaalkindlustusamet.ee.

В Кохтла-Ярве на вопросы, связанные с замещающим попечительством, ответит главный специалист по защите детей Алена Казакова (тел. 337 8514, 5346 9359, aljona.kazakova@kjlv.ee).

Департамент социального страхования

Вот история о том, как встретились Анна и Мария - подросток и приемная мама. Сейчас Анне 26 лет, она учится в магистратуре по специальности "социальная работа" и работает воспитательницей в замещающем доме. Детство самой Анны было сложным. Когда 13-летним подростком она разочаровалась в людях и в жизни и почувствовала себя надломленной, она встретилась с Марией, которая живет в Ида-Вирумаа. Мария стала для Анны матерью.

В пять лет в детский приют

Анна со своей младшей сестрой попала в приют в пятилетнем возрасте. Они пробыли там около года, а затем девочек взяли в семью, которая жила в Ида-Вирумаа, в Нарве. По словам Анны, это была довольно обеспеченная семья. "У нас был красивый дом, красивые вещи, однако не было чувства защищенности и близости", - говорит она.

В этой семье Анна прожила четыре года, и это было трудное время. "Я все время находилась в напряжении, я не могла быть самой собой. Постоянно боялась, что меня опять за что-нибудь накажут. А наказывали часто, в том числе и физически: мама била меня. Я вечно оказывалась в чем-то виноватой, хотя на самом деле ничего и не делала. Отец семьи заботился о нас, даже порой заступался, однако он был очень занят на работе и в воспитание детей особо не вмешивался. О сестре заботились больше. Помню, как приемная мать говорила мне, что я вырасту такой же, как и моя биологическая мать. Я стеснялась себя самой и пребывала в постоянном страхе. Мне не на кого было опереться, не с кем было поговорить по душам, я была совершенно одна. В школе никто, кроме классного руководителя и директора, не знал, что мы воспитываемся в приемной семье. Но однажды приемные родители решили в наказание рассказать моим одноклассникам, что на самом деле я "неблагодарная детдомовка с трудным характером".

Анне было 10 лет, когда однажды вечером она ушла в школу, а потом в кружок - и домой больше не вернулась. Боялась, что опять накажут. Так девочка вновь оказалась в приюте. Младшая сестра осталась в приемной семье. Из приюта Анна попала в замещающий дом в Ида-Вирумаа. В этом замещающем доме всех детей на зимние и летние каникулы отправляли в приемные семьи. Так Анна попала в семью в южной Эстонии. "Провела там зиму, потом приехала летом, а потом так и осталась у них жить, - Анне снова пришлось переезжать и менять школу. - С эмоциональной точки зрения это было очень непросто. Я ходила в эстонскую школу и стыдилась того, что я русская, да к тому же еще из детдома. Помню, какой стыд меня охватывал, когда мне говорили, что я веду себя "как русская". Но самую большую боль причиняло то, что в течение нескольких лет я не могла общаться со своей сестрой".


В новой семье Анна прожила год. "Насилия там не было, но я была одинока. Чувства семьи так и не возникло. Как-то раз мне велели собирать вещи. Сказали, что я должна уехать, - рассказывает Анна. - Причины объяснять не стали. Так до сих пор и не знаю, почему так случилось".

Встреча Анны с Марией

В то время Анне было 13 лет. "Жизнь в семье в южной Эстонии стала последней каплей, я словно сломалась. Мной снова занимались работники по защите детей. Так я оказалась в семье Марии. Там я встретилась со своей сестрой, мы не виделись несколько лет. Я была так счастлива!"

В тот вечер, в новом доме, Анна до двух часов ночи разговаривала на кухне с Марией. "Мама оказалась первым человеком, который выслушал меня. Я чувствовала, что ее действительно интересует то, что я рассказываю. Она честно и искренне отвечала на мои вопросы, ничего не скрывая. Между нами сразу возникло доверие", - признается Анна.

- Поначалу она не хотела со мной делиться, но я постаралась сделать все, чтобы разговорить ее. Это очень важно, - вспоминает Мария об этой встрече. - С этого момента мы стали очень близки. Порой мне кажется, что я знаю Анну лучше, чем саму себя. Всегда чувствую, когда ее что-то тревожит или радует. У нас это взаимно.

Два месяца Анне удалось побыть вместе с младшей сестрой. Потом нарвская семья забрала девочку обратно. А Анна осталась в семье Марии. Расставаться снова было очень больно. К счастью, рядом с Анной была Мария.

Более сорока детей

В приемной семье Марии воспитывалось более сорока детей. Эта женщина родом из Украины, в Эстонию она приехала в 1975 году, будучи молодой мамой с двумя детьми. Мария быстро приспособилась к жизни в Эстонии. Она вышла замуж за эстонца, и у них родилось еще трое детей. Супруг Марии умер в молодости, когда дети были совсем маленькими. "Это было очень трудное время. Я осталась одна с пятью детьми. Большую поддержку оказывала семья мужа", - рассказывает Мария.Она быстро выучила эстонский язык, потому что понимать язык, на котором говорят окружающие, и самой овладеть им было для нее очень важно. В 1999-2000 годах Мария решила предложить свой дом детям, которые не могут жить вместе со своими биологическими родителями. "Посмотрела передачу "Jõulutunnel" и решила, что хочу и могу поддержать таких детей, потому что им крайне необходимо чувствовать себя защищенными. Дети не должны жить в детских домах", - решительно утверждает она.

Сегодня в свои 72 года Мария энергична и жизнерадостна. "Я на пенсии, и хорошо, ведь у меня много времени, чтобы заниматься с детьми. А сил у меня еще хватит!" - уверяет она. Сейчас в семье Марии воспитывается пятеро детей. Ее биологические дети уже давно стали взрослыми, им по 40-50 лет и у них свои семьи. Они живут в Финляндии, но продолжают поддерживать связь с матерью и друг с другом.

- Я всегда чувствую себя под защитой, - говорит Анна о Марии.

-Я горой стою за детей в школе и в любом другом месте, могу, если надо, защищать их как львица, - отмечает Мария.

По ее словам, самое главное - дать детям время привыкнуть, проявлять терпение, уметь слушать и говорить с ними. "Ребенок - это не пластилин, чтобы силой лепить из него что-то. За плечами ребенка большой невидимый багаж личного опыта и переживаний. Нужно спокойно ждать, пока он поделится с тобой пережитым, принять его и уважать все, что было".

Когда Анне исполнилось 17 лет, в семью Марии попала, наконец, и ее младшая сестра, которой к тому времени было уже 14 лет.

- С маминой помощью я нашла своих родственников. Для меня родственные связи очень важны, и мама всегда поддерживает меня в этом, - говорит Анна.

Она нашла свою биологическую мать и познакомилась с младшими сестрой и братом, а также с тетей и дедушкой. Недавно Анна отыскала и отца, о котором прежде ничего не знала. Отец Анны живет в другой стране. Со стороны отца у Анны еще семеро братьев и сестер. Анна считает, что очень похожа на отца. "Теперь я знаю, от кого у меня такая внешность, такие глаза и волосы. Знаю, где мои корни. Пока общаемся с отцом по скайпу, но когда пройдет эпидемия коронавируса, собираемся встретиться по-настоящему".

Мария добавляет: "Да, это так здорово и так важно, я непременно тоже с ней поеду. Я всегда говорила детям, что нельзя держать зла на своих родителей. Надо уметь прощать".

Важный посыл

- Мама всегда была рядом со мной, она и сейчас рядом. Она научила меня многим жизненным ценностям, - говорит Анна о Марии. - Она научила меня прощать, быть честной, справляться с трудностями и полагаться на себя. Она поддерживает меня в учебе, научила меня любить труд. А еще мама научила меня тому, насколько важны для человека его корни, его происхождение.

- Я счастлива! Меня окружают дети, у меня множество дел, и это дает мне силы по жизни! - улыбается Мария. - Мне больно, когда больно детям. Я стараюсь всегда быть рядом. На этом пути бывают разные мгновенья, в том числе и очень тяжелые. Но их всегда можно преодолеть. Я стараюсь говорить с детьми и выслушивать их. И, разумеется, дома я поддерживаю порядок и соблюдаю правила, чего требую и от детей. А моя Анна - большая молодец, и муж у нее замечательный. Уверена, что она пойдет по моим стопам. На самом деле она уже сейчас делает это, поддерживая детей, которые живут в замещающем доме.

- Почему я работаю в замещающем доме? Посмотрите, какой пример у меня перед глазами, - Анна, улыбаясь, указывает на Марию. - Дети нуждаются в защите.

К людям, которые подумывают о том, чтобы открыть двери своего дома и свои сердца детям, родившимся в других семьях, Анна обращается с важным посылом: "Принимая ребенка в семью, будьте готовы принять и его прошлое. Прошлое ребенка нельзя скрыть или спрятать. Одной любви недостаточно - важно также постоянно учиться. И обращаться за помощью не стыдно! И еще - никто не имеет права говорить ребенку, что он должен быть благодарным за то, что его взяли в семью. Ребенок не виноват, что его детство сложилось так, как сложилось. Когда ребенок созреет для этого, он сам отблагодарит вас. Ведь родитель должен заслужить эту благодарность. Я своей маме очень благодарна!".

https://severnojepoberezhje.postimees.ee/7131599/v-ida-virumaa-ishchut-semi-gotovye-prinyat-detey?fbclid=IwAR0kXd2G85vVAeOW1pWhCdxFEdm4RF0yWc-IVkjIEAmBY5tFIMgznN6GXBw

Система мониторинга усыновления и помещения в попечительские семьи     2020-2021

Результаты работы показали, что в существующей системе поддержки и наблюдении за замещающими семьями существует несколько проблемных мест.
Интервью показали, что наибольшим препятствием для нынешней системы наблюдения за приемными семьями, является недоверие семей к специалистам местных органов самоуправления, приемные родители не всегда готовы делиться своими проблемами с чиновниками.
Следующим проблемным местом является факт, что в настоящее время работники органов местных самоуправлений по защите детей, следя за благополучием ребенка в попечительской семье, посещают ее на дому только два раза в год и этого недостаточно.
Из интервью также выяснилось, что возможности местных самоуправлений различны: социальные работники и работники по защите детей не всегда имеют опыт работы и общения с детьми, помещенными в приемные семьи и приемными родителями (поскольку в некоторых муниципалитетах очень мало приемных семей).
Ведение индивидуального плана ребенка (план случая), помещенного в попечительскую семью, не так тщательно и значимо, как должно было бы быть.
Ниже приведены основные рекомендации и поправки, которые могли бы обеспечить более эффективное отображение потребностей и поддержку потребностей попечительских семей и усыновителей:


•Чтобы обеспечить большую поддержку приемным семьям, а также специалистам местных самоуправлений в работе по мониторингу семей, мы рекомендуем департаменту социального страхования разработать и ввести в действие специализированную службу поддержки.

 Специалист по поддержке — это человек, который будет предоставлять семьям информацию, консультировать, выслушивать и в то же время активно и регулярно следить за развитием ребенка. В то же время будет поддерживать специалиста местного самоуправления при внесении дополнений в план социального развития ребенка.
С одной стороны, специалист по поддержке постоянно находится рядом с семьей и дает ей возможность делиться радостями и переживаниями. С другой стороны, он помогает специалисту местного самоуправления контролировать и поддерживать развитие ребенка в приемной семье. Специалист службы поддержки должен быть знаком с системой защиты детей, с основами работы по защите детей и, желательно, иметь представление о программе PRIDE или быть преподавателем PRIDE обучения. Усыновители не обязаны, или часто не хотят оставаться в поле зрения местного самоуправления, но они также должны иметь возможность пользоваться услугами специалиста по поддержке после усыновления. Развитие службы помощи приемным семьям также включает в себя и создание сети поддержки, и ознакомление с этой услугой для всех сторон.

 
• В существующей системе, составляется индивидуальный план случая для мониторинга оценки благополучия детей, которых специалист по защите детей обязан периодически проверять и если возникает необходимость, вносить в него поправки. Индивидуальный план, в котором перечислены все важные соглашения, является одним из самых важных документов для всех сторон.
Мы предлагаем переименовать термин « индивидуальный план случая» на «план развития благосостояния детей» или сокращенно «План HEA». Название «План развития благосостояния детей или ХОРОШИЙ ПЛАН» лучше описывает природу и цель этого документа, уделяя лингвистическое внимание благополучию ребенка и избегая сокращения поддержки развития ребенка до отдельного случая.


• Чтобы потребности усыновителей и попечительских семей были лучше замечены, важно, чтобы взаимное доверие между специалистами местного самоуправления и семьями возрастало. Поскольку в настоящее время специалисты местного самоуправления обязаны посещать приемные семьи только два раза в год, анализ как зарубежного опыта, так и собеседований показал, что этого явно недостаточно. Основой для построения доверия является тесный контакт, поэтому важно, чтобы и специалисты местного самоуправления и специалист по поддержке активно общались с приемной семьей. Мы рекомендуем изменить обязательность посещений на дому так, чтобы в первый месяц работник службы защиты детей местного самоуправления посетил семью хотя бы один раз, желательно после первой недели. Затем посещения проводятся через 2, 3 и 6 месяцев. После первого полугодия посещения проводятся каждые два раза в год, но при необходимости и чаще. В то же время анализ «Плана HEA» должен проводиться первый раз через 3 месяца (будет оцениваться план адаптации), затем через 6 месяцев, а затем не реже одного раза в год.


• Опросы показали, что специалистам местных органов власти требуется больше поддержки в организации визитов на дом, в общении с детьми и родителями приемной семьи. Чтобы поддержать работу специалистов местного самоуправления по мониторингу приемных семей, составлению карты потребностей и оказанию поддержки, важно, чтобы они могли полагаться на вспомогательные материалы / напоминания, охватывающие темы и вопросы, которые следует обсудить с ребенком и семьей. Приемные семьи также должны иметь возможность с помощью вспомогательных материалов продумать беседу о наиболее важных событиях, проблемах и успехах последнего периода перед домашним визитом. Поэтому мы предлагаем SKA разработать памятку о посещении семьи местным органом самоуправления по защите детей, то есть краткую рабочую таблицу, основанную в первую очередь на треугольнике благополучия ребенка. Памятка, с ключевыми темами и вопросами, будет вспомогательной рабочей таблицей и для родителей. Кроме того, важно обеспечить работникам по защите детей возможность пройти обучение, рассматривающее особенности детей, растущих в приемных семьях, помогающее в выявлении и оценке их потребностей, а так же знания о травматическом опыте.
• Цель индивидуального мониторинга — выявить проблемы и потребности конкретной семьи и ребенка. В то же время индивидуальный мониторинг не дает возможности картографировать ситуацию, потребности и развитие приемных семей в более широком плане, то есть на государственном уровне. С этой целью мы рекомендуем разработать дополнительный общенациональный мониторинг, целью которого будет сбор обобщенных отзывов от всех усыновителей и попечителей, а также использование полученных данных для развития и улучшения функционирования системы защиты детей. Чтобы обеспечить благополучие и безопасность как усыновителей, так и попечительских семей, важно, чтобы у них была система поддержки.
Поправки, предложенные в этой работе, являются одним из способов для повышения благополучие приемных семей. В то же время целью этой работы не было нахождения решений всех проблем системы замещающих семей.
Мониторинг сам по себе не решит всех проблем, и в более широкой системе поддержки замещающих семей все еще существует ряд проблем, на которые также следует обратить внимание в будущем.

Merlin Nuiamäe, Meeli Murasov, Anne Randväli, Märt Mass


http://www.praxis.ee/tood/lapsendamise-ja-hooldusperre-paigutamise-jargne-seiresusteem/

Добавить комментарий

Email again: